YOSINKAN AIKIDO
+7 (495) 211-30-90
Федерация Айкидо Ёсинкан России официальное представительство Aikido Yoshinkan Foundation (AYF)
О ФЕДЕРАЦИИ ОБ АЙКИДО ОБУЧЕНИЕ РАСПИСАНИЕ ГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ МАГАЗИН ССЫЛКИ КОНТАКТЫ

ВЫБОР ШКОЛЫ 
АЙКИДО ДЛЯ ДЕТЕЙ 
АЙКИДО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ 
АЙКИДО ДЛЯ ЖЕНЩИН 
VIP ЗАНЯТИЯ 
КОРПОРАТИВНЫЕ ТР. 
УЧИ-ДЕСИ 
ЭТИКЕТ 
ПРИНЦИПЫ АЙКИДО 
БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ 
БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ 
ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНИКИ 
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ 
АЙКИДО И ЗДОРОВЬЕ 
СОВЕТЫ МАСТЕРА 
ЯПОНИЯ 
СЛОВАРЬ 
ПУБЛИКАЦИИ 
СЕМИНАРЫ 
ВИДЕО УРОКИ 
 ГЛАВНАЯ :: ОБУЧЕНИЕ :: ПУБЛИКАЦИИ :: КАДЗУО ЧИБА. Шихан, 8 Дан Айкикай. Интервью с Чиба-сенсеем

  • Беседы, стихи, каллиграфия основателя айкидо
  • Введение в Айкидо
  • Историческая канва событий
  • Морихэй Уесиба и Годзо Сиода
  • Учитель и ученик
  • Айкидо. Hастоящая победа - победа над самим собой.
  • Воспоминания об О-СЭНСЭЕ
  • История современного АЙКИДО
  • Маленький гигант айкидо
  • Сейго Ямагучи
  • Ученики Уэсибы Морихэя
  • СЛОВО ОПЫТА
  • Интервью с Коичи Иноуэ
  • Сокаку Такэда
  • Под револьверным огнем
  • Путь компромиссов и гармонии
  • Александр Иншаков «Не люблю трюков в жизни»
  • Александр Иншаков. Интервью
  • Айкидо Ёсинкан (Коичи Иноуэ)
  • Джон Стивенс. Сущность айкидо
  • Дух Айкидо. Беседа с Сенсеем Ямагучи.
  • Высшее мастерство: осознание сути айкидо
  • Мицуги Саотоме. Айкидо: передача истины.
  • Мицуги Саотоми. Значение обучения
  • Рольф Бранд. Учитель и ученик
  • Тренировка ментального восприятия и видения.
  • Мицуги Саотомэ. Зеркало духа - додзё Айкидо
  • ИСКУССТВО МИРА. ИЗ БЕСЕД, СТИХОВ, КАЛЛИГРАФИИ МОРИХЭЯ УЭСИБЫ
  • МОРИХЭЙ УЭСИБА. История жизни О-Сэнсея
  • Профессор Морихей Уесиба - О-Сенсей, основатель Айкидо.
  • Мишио Хикитсучи Сэнсэем. Интервью
  • КАДЗУО ЧИБА. Шихан, 8 Дан Айкикай. Интервью с Чиба-сенсеем
  • Жерар Блэз. Интервью
  • Стивен Сигал - Мастер Гармонии
  • РЮ – КОРОЛЬ ДРАКОНОВ
  • Об Айкидо
  • Главы из Aikido Jinsei, автобиографии Годзо Шиоды сэнсэя.

  • КАДЗУО ЧИБА. Шихан, 8 Дан Айкикай.
    Интервью с Чиба-сенсеем

    Впервые опубликовано в периодическом издании Терри О'нилла "Бойцовские Искусства" Интервью взял Артур Локиер.

     

    Сенсей, расскажите пожалуйста, как Вы пришли в Айкидо?

    Хорошо, я очень интересовался боевыми искусствами с самого раннего детства и решил серьезно заниматься, как минимум одним из них. Я начал с Дзюдо и занимался им 4 года. Потом перешел к Карате.

    Вы тренировались в штаб-квартире школы Шотокан, что означали для Вас эти занятия?

    О, я по-настоящему любил их, в них присутствовал силовой, жесткий стиль занятий, очень убедительный. Мне он импонировал. Шеф-инструктором тогда был Накаяма-сенсей, но самого основателя - Гитина Фунакоши мне видеть тоже довелось. Было несколько случаев. Я пришел в Японскую Ассоциацию Карате примерно за год до смерти Мастера Фунакоши. Помню и торжественную церемонию прощания с ним.

    Был ли кто-нибудь из ныне здравствующих Мастеров Шотокан там?

    Да: Нишияма Сенсей, Окадзаки Сенсей и Канадзава Сенсей. Канадзава Сенсей имел тогда 1-й кю, или может - 1-й дан, не помню точно. Асано Сенсей имевший 3-й кю, а также был Касэ Сенсей.

    А было ли что-нибудь особенное, что обратило Вас к Айкидо?

    Да, пожалуй. Когда я уже имел 1-й кю (ученическая ступень сразу перед Черным Поясом) в Дзюдо, так случилось, что на аттестации моим противником выпало быть старшему в нашем додзе, имевшему, если не ошибаюсь - второй дан. Я одержал верх, после чего он подошел ко мне и сказал: "Ты взял меня в Дзюдо, но в моем арсенале есть еще Кендо". Он бросил мне вызов. Мы вышли наружу. Он дал мне бокен (деревянный меч) и взял себе кендоистский шинай (тренировочный бамбуковый меч). Мы начали поединок, и я не смог задеть его... ни единого раза! Он звучно колотил меня, так что я стал черно-фиолетовым от синяков. После этого я очень серьезно задумался о смысле Будо. Я искал боевое искусство, которое могло быть эффективным в любой ситуации, не зависимо от того, вооружен противник или нет. Так, в конце концов, я решил, что должен стать учеником Мастера Уэшибы - основателя Айкидо. Я пришел прямо в Хомбу (штаб-квартира Айкидо), но у меня не было рекомендательного письма, которые являлось необходимым условием для поступления туда. Я прибыл в Хомбу и попросил о встрече с О-сенсеем (Мастером Уэшиба). Мне сказали, что его там нет, и я могу отправляться восвояси. Я был так нацелен стать учеником О-сенсея, что решил дождаться его возвращения. Я сел в саду додзе и ждал. В конце третьего дня О-сенсей вернулся, и ему рассказали, что с наружи есть сумасшедший парень, ожидающий встречи с ним. О-сенсей сказал, чтобы меня привели. Меня привели к его комнате и попросили подождать. Когда дверь открылась, там был Мастер Уешиба. Наши глаза первый раз встретились, и этот момент я не забуду никогда! Я не знал, что делать и просто поклонился глубоко, как только мог. О-сенсей сказал мне: "Боевые искусства очень тяжелы, сможешь ли ты выдержать?" Я сразу сказал: "Да, учитель!" Вот так я и был принят как учи-деси (ученик, живущий при школе) Мастера Уешибы.

    Вы сразу начали обучаться Айкидо?

    Нет, я не был допущен к занятиям сразу. Я должен был мыть додзе и все другие помещения в Хомбу, плюс - стирать, чистить, делать покупки, заниматься хозяйством и присматривать за все семьей Мастера. К тому же я должен был работать в поле. В конце концов, я был допущен сначала к наблюдению занятий, а затем, через некоторое время, и к тренировкам. Поначалу мне никто ничего не объяснял, и я учился самостоятельно. К счастью я уже владел укеми (самостраховкой), и потому остался целым. Я решил сделать своей главной задачей - быть хорошим учи-деси О-сенсею и обучиться всему, что мог у него. Это было величайшее время в моей жизни! Я помню, что в присутствии О-сенсея всегда было что-то сильное... какая-то особая атмосфера - когда он был рядом. Это исходило от его физических положений - то как он садился, как ходил, как вращался, все было исполнено красотой. Никогда я не видел слабости в его позициях... никогда. Его глаза всегда были золотыми, не черными, как обычно у японцев.

    В ваше время, какова была жизнь учи-деси?

    По некоторым ощущениям, это было, как поле боя. Мы вставали каждый день очень рано, и для работ и для тренировок, и зачастую, я должен был бодрствовать допоздна, чтобы дождаться Вака-сенсея (сына О-сенсея, Киссемару Уешиба - в настоящий момент Дошу, или - лидера Айкидо), его возвращения с работы в офисе. Это было так трудно и так выматывающе, что много раз я был в состоянии близком к нервному срыву. Бывало, я видел странные вещи: каждую ночь ко мне приходили приведения. Я не знаю, представляли ли они собой мужчин или женщин. В это время я не предполагал, как близко я был к помешательству, но теперь то я конечно представляю. Каждую ночь, засыпая, я видел, как они приходят, и это было по настоящему страшно. Я мог чувствовать их присутствие. Затем на меня наваливалась многотонная тяжесть, и я не мог пошевельнуться. Наконец я нашел решение этому. Я брал бокен с собой в кровать и, когда чувствовал их присутствие, сжимал бокен в руках... и все было ОК. Я думаю, это было следствием истощения.

    Много лет назад Вы рассказывали мне о Вашей первой встрече с Тамура Сенсеем, не могли бы Вы повторить этот рассказ для читателей "Бойцовых Искусств"?

    Хорошо, это было на следующий день после классных занятий, и кое-кто из обучающихся проводили Дзюдо-рандори (тренировочные поединки) на ковре. Я наблюдал из коридора, когда один из них пригласил меня присоединиться, что я и сделал. Я был удивлен тем, насколько они оказались слабы, и раз за разом проводил броски одному обладателю третьего дана и по Дзюдо и по Айкидо. Тогда мастер Тамура отозвал меня и пригласил попрактиковаться с ним. Затем - бах! Тамура Сенсей нанес мне сильный удар в живот. Это кое-чему меня научило, то был хороший урок в понимании, соблюдении дистанции и позиций для меня. Я верю, что Тамура Сенсей был величайшим учеником О-сенсея. Я научился многому у него в последствии.

    Не могли бы Вы что-нибудь рассказать о... например Сайто Сенсее?

    Да, это великий Мастер. Каждый раз, когда он посещает Соединенные Штаты, я приглашаю его преподавать в мое додзе. Сайто Сенсей имел особое положение при О-сенсее. Он оставался с ним после войны, ухаживал за ним и управлял фермой в Ивама Додзе. Я видел, какую ношу ответственности он нес, и никто не справлялся с ней так хорошо, как делал это Сайто Сенсей. Я по настоящему высоко ценю работу Сайто Сенсея.

    А что насчет Дошу... наследника О-сенсея?

    Моим непосредственным учителем был Киссемару Уешиба Сенсей. О-сенсей уже удалился в горы Ивама и только иногда посещал Хомбу Додзе. Мой рост и совершенствование в Айкидо после войны - прямая заслуга тяжелого труда Дошу. Его Айкидо очень красиво.

    Что насчет Мастера Коичи Тохея и его общества Ки?

    Да, Тохеи Сенсей очень хорош. Он маленький, но мощный. Я видел однажды, как он принял вызов борцов.

    Сумоистов или западного стиля?

    Западного стиля. Двое братьев - немцы, я думаю из Аргентины, и они были просто огромны! Они должны были нагибаться, чтобы не стукаться об арку ворот в Хомбу. Это был единственный раз, когда О-сенсей согласился принять вызов в Хомбу. Эти люди путешествовали по миру со съемочной группой и вызывали на бой различных мастеров боевых искусств. Они уже были в Кодокане (штаб-квартира Дзюдо), но никто из борцов Дзюдо не смог одолеть их. Теперь они бросили вызов Айкидо Хомбу. Когда они прибыли, я встретил их и проводил внутрь. В додзе были О-сенсей, Киссемару Сенсей и Тохеи Сенсей, он в последствии был шеф-инструктором Организации Айкидо. О-сенсей первым выставил Тохеи, поскольку он был весьма силен. Борец опустился в низкую стойку и с вытянутыми вперед руками просто кружил вокруг Тохеи Сенсесея довольно продолжительное время. Тохеи Сенсей был очень расслаблен, просто следовал его движениям и, в конце концов, зажал его в угол. И как только борец начал движение, Тохеи выпрыгнул за него, опрокинул его на пол и обработал голову на контрдвижении. Затем, Тохеи Сенсей законтролировал его, применив свой принцип расширения Ки через руку-меч, который в его исполнении, как вы уже вероятно слышали, очень убедителен. Парень не смог шевельнуться, и его брат отказался пробовать свои силы с Тохеи Сенсеем, что случилось - то случилось. Очевидно, в Кодокане дзюдоисты советовали им не вступать в схватку с мастерами Айкидо. Вот почему и первый кружил вокруг Тохеи Сенсея так долго.

    С такими друзьями, кому нужны враги! И коль скоро мы заговорили о поединках, не могли бы Вы рассказать о Вашем столкновении с мистером Вонгом - Мастером Тай Чи из Китая?

    Кто рассказал вам об этом?... Мистер Коттиер? Может лучше не говорить?.. (Смеется) Хорошо. Я был на большом показе боевых искусств в Токио в начале шестидесятых, и там Тай Чи Чуань демонстрировал м-р Вонг. Он прибыл из Тайваня и был на самом деле велик. В последствии, он стал довольно известным в Японии. Ну и вот, в конце своего показа, он выстроил в линию несколько каратистов, и каждый из них нанес ему удар в живот. Что не произвело на него никакого эффекта. Я не был удивлен. Я бы сделал кое-что еще (говоря, это Сенсей продемонстрировал высокий удар ногой и атаку в лицо). Но как бы то ни было, два моих ученика практиковавших также Тай Чи под руководством м-ра Вонга, были восхищены его искусством. Они пригласили меня познакомиться с ним поближе. В конце концов, я согласился и пришел посмотреть его занятие. В додзе мои ученики познакомили нас, и он очень тактично попросил меня познакомить его с Айкидо. И хотя его слова были весьма доброжелательны, это все равно был вызов! Хорошо, мы встретились лицом к лицу, и Мастер Вонг встал в позицию, как это делают борцы Сумо с выдвинутыми вперед руками. Я стал ждать какого-нибудь начала. Через несколько минут оно произошло: он двинулся вперед, намереваясь толкнуть меня. Тогда я встретил его (поворотом) Тай Сабаки и взял его кисть на Коте Гаеши (бросок поворотом кисти кнаружи)... его кисть громко хрустнула. И даже не смотря на то, что я провел Коте Гаеши жестко и травмировал его, он не сдался. Мастер Вонг высвободил свою кисть и немедленно вызвал меня. На этот раз он провел толчок двумя руками мне в живот, и отбросил меня на изрядное расстояние через всю комнату. Я упал, но также не сдался. Это был впечатляющий бросок. Но мои ученики после этого встали между нами, на чем все и закончилось.

    Как случилось, что Вы были посланы в Англию?

    Хорошо. В 1964 году, когда Олимпийские Игры проходили в Токио, знаменитый мастер Дзюдо Кенширо Аббе Сенсей прибыл в Хомбу выказать почтение О-сенсею. Он попросил О-сенсея послать в Англию молодого и увлеченного инструктора, чтобы развивать Айкидо в стенах Британского Совета Дзюдо (БСД). Я готовился отправиться в Нью-Йорк ассистировать Ямада Сенсею, но О-сенсей решил отправить меня в Англию.

    Почему Вы выбрали первым Северо-восточный регион?

    Мой спонсор, м-р Логан был бизнесмен в Ньюкасле, поэтому я и прибыл туда. Однако, во время моего путешествия из Японии что-то произошло с БСД, и они не смогли работать со мной. Таким образом, м-р Логан должен был сам выплачивать мне зарплату - это было трудное время. И именно на Северо-востоке я аттестовал на Дан первых своих английских соискателей: м-ра Пэта Батлера, м-ра Фрэда Дженкинса и м-ра Рона Майерса.

    Да, Сенсей, я занимался в свое время под руководством каждого из перечисленных Вами мастеров, и в большей мере - у Рона Майерса.

    Я слышал, что во время Вашего путешествия из Японии произошел какой-то инцендент?

    Ах да, была вечеринка на судне, когда мы пересекали экватор, и меня попросили провести демонстрацию. Я согласился, однако на борту не было никого, имеющего хоть маломальский опыт в Айкидо, чтобы быть спарринг партнером. Или, если и был, то - предпочел об этом молчать! (Смеется) Да, возможно. Как бы то ни было, одного члена судовой команды попросили ассистировать мне, и он атаковал меня ножом. В Хомбу Додзе, при работе с ножом, мы практикуем четкую атаку и используем Танто (муляж ножа). Но этот парень согнулся в низкую стойку и начал двигаться вокруг меня, перекладывая нож из руки в руку. Я не мог знать, в какой из рук он держит оружие. Поэтому, когда он приблизился ко мне, я сделал Гедан Бараи (блок нижнего уровня) обоими руками и таким образом смог отразить его атаку. Острие ножа, тем не менее, прошло сквозь мое оби (пояс) и остановилось, как раз коснувшись тела. Из Гедан Бараи я перешел в другую технику и сломал ему руку.

    А какую технику?

    Катекатамэ, я думаю.

    Блокирующие техники, такие как Гедан Бараи, не характерны для Айкидо. В основном, руки двигаются в плоскости, секущей движение...

    Да, но это не всегда возможно – двигаться таким образом, и я думаю, что вы должны уметь применить жесткий блок, когда это необходимо.

    Можете ли Вы вспомнить Вашу последнюю встречу с О-сенсеем перед отъездом в Англию?

    Мой брат и я, перед отплытием судна, поехали в Хомбу Додзе на такси. Из за пробок на улицах Токио мы ужасно задержались, и я прибыл в Хомбу довольно поздно. Это было очень плохо, так как ученикам Учи-Деси надлежало всегда быть готовыми к встрече или проводам их учителя. Тем не менее, когда я прибыл, О-сенсей ждал меня и дал понять, как он счастлив тем, что я пришел попрощаться. Мой учитель подал мне чай, поблагодарил за заботу о нем все эти годы и пожелал мне удачи. Еще он сказал, чтобы я не беспокоился о нем, и что он будет жить до 126 лет.

    О-сенсей шутил?

    Нет, он был очень серьезен. Он дал мне Коан (дзенскую загадку) и только теперь я ее понимаю.

    Сенсей, в 1976 году Вы вернулись в Японию. Это как раз, когда я аттестовался на первый дан...

    Да, вот почему я и вернулся домой (смеется).

    Что происходило в Хомбу, когда Вы вернулись?

    Что ж, флаг Айкидо по прежнему развевался высоко, но слишком много произошло перемен, и многие из них мне не понравились. Меня назначили Секретарем по международным отношениям Хомбу Додзе, и я не испытывал от этого удовольствия. Бумажная работа весь день и ни минуты на тренировки. Мне от этого не было никакой пользы. Я практик в Боевых Искусствах, - не клерк. Поэтому я покинул Токио и уехал в деревню. Там я занимался сельским хозяйством и практиковал Дза-Дзен (сидячую медитацию) время от времени. Позже Федерация Айкидо США пригласила меня переехать в Сан-Диего.

    Не расскажите ли Вы о Ваших занятиях Иайдо?

    Мне очень нравится Иайдо (искусство обнажения меча). Мне действительно нравится держать в руках Катана (самый длинный из самурайских мечей), и я испытываю особое чувство по отношению к японскому мечу. Я практикую Мусо Шиден Рю, школу, основанную Накаяма Хакудо Сенсеем на переломе веков. О-сенсей всегда имел добрые отношения с Хакудо. Его ученики привыкли заниматься в Кобукане.

    Вот почему Хомбу Додзе часто называли...

    Да, правильно. Имел место взаимополезный обмен учениками. Скажу больше, старший ученик Хакудо Сенсея был женат на дочери О-сенсея. Он в то время был абсолютным чемпионом Японии по Кендо.

    Я осознаю практику Иайдо, как динамический Дзен.

    Да, действительно, в этом есть смысл. Таким образом, хорошо развивать Заншин (практика концентрации на ударе, движении - прим. пер.) Я всегда комбинирую Дза-дзен и Иай в своем Додзе. Ориентировочно 20 минут сидячей медитации, затем 10 минут работы с мечом, затем опять Дза-дзен.

    Мне говорили, что сейчас Вы используете фоном для Дза-дзен музыку в Додзе... правда?


    Не всегда. Мой учитель Дзен использовал обычно музыку Баха или Бетховена, и мы сидели. Очень приятно. Вы можете действительно глубоко погружаться в медитацию во время таких сессий, и естественно - в зависимости от типа музыки, которую используете: я не думаю, что можно практиковать это под Джаз, к примеру. Мое Додзе выходит фасадом на главную улицу Сан-Диего, и фоновая музыка помогает отсечь звук идущий снаружи.

    За последние двадцать с лишним лет, я имел удовольствие заниматься под руководством нескольких непосредственных учеников О-сенсея, конечно - у Вас, у Секия, Тамура, Канаи... и Вы все такие разные: Не могли ли Вы это прокомментировать?

    Хорошо, Я думаю, что Айкидо гораздо шире, нежели другие Боевые Искусства. Айкидо позволяет каждому заниматься совместно. Общение, которое имеет место на татами - это только часть этого.

    Вы думаете, что каждый из Вас представляет разные лица Айкидо О-сенсея, в зависимости от личного опыта?

    Да, я думаю это так.

    Некоторые люди говорят, что О-сенсей был очень вежливым и добрым стариком, другие же отмечают его прямолинейный и суровый характер. Где правда?

    Я нахожу довольно естественным, что он был очень добрым, тактичным и деликатным с обычными учениками, но с Учи-деси он временами был груб и суров.

    Почему Вы уделяете большое внимание работе с оружием в вашем Айкидо?

    Айкидо основано на традиционном для Японии фехтовании на мечах. И осваивая искусство владения телом в Айкидо, мы движемся как фехтовальщики с отсутствующим мечом. Оружие - важный момент на поле боя, также как и в парных состязаниях, типа Рандори в Дзюдо и Дзю Кумите (свободный бой) в Каратэ. Оно помогает нам развивать Воинский дух и другие аспекты, такие, как чувство времени, дистанции, центра и т.д. Кроме того, мы можем напрямую привязать базовые техники к секущим ударам боккена, к расширению дыхательной силы, постановке бедер и т.д.

    Могу я спросить немного об истории Айкидо: О-сенсей был однажды приглашен основателем Дзюдо д-ром Дзигоро Кано преподавать в Кодокан, принял ли он приглашение?

    В то время Кано Сенсей пытался консолидировать традиционные Боевые Искусства Японии, для того чтобы помочь сохранить их. Вот почему он просил О-сенсея преподавать в Кодокане. Но О-сенсей отказался: он чувствовал, что Айкидо и Дзюдо были настолько разные дисциплины, что не могли преподаваться вместе. Поэтому, д-р Кано поступил по-другому, он послал троих из своих старших учеников обучаться у О-сенсея - Мастера Мочизуки и Мастера Мурошиги, и еще одного, его имя я не могу вспомнить. Они обучались у О-сенсея, но часто возвращались в Кодокан для общения с д-ром Кано.

    Не был ли этим третьим Томики Сенсей?

    Нет, Томики Сенсей пришел позже. Он скомбинировал Айкидо и Дзюдо: он практиковал Айкидо для вхождения в ситуацию поединка и Дзюдо - на ближней Ма-ай (критической дистанции). Я не очень согласен с этой идеей, но Томики Сенсей был очень хорошим мастером Боевых Искусств... и настоящим джентльменом.

    Я где-то читал, что кузен О-сенсея, сам специалист Боевых Искусств, продолжает жить в Японии?

    Да, это Мастер Хоген Иноуи. Его сходство с О-сенсеем поразительно. Он естественно уже очень стар, но его Айкидо, одно время, было вторым после О-сенсея. Он называет сейчас свой стиль Будо - "Тайва Шиндо".

    Мастер Каратэ Шотокаи, учитель Харада Сенсея, Мастер Шигеру Егами был учеником Иноуи Сенсея... Я слышал, что имела место интересное столкновение между двумя этими великими мастерами, когда они первый раз встретились?

    Об этом инценденте Вы должны спросить Харада Сенсея. Харада Сенсей и я добрые друзья: он вдумчивый, великий Мастер Каратэ.

    Кроме столкновений на корабле и с Мастером Вонгом, были ли еще случаи, когда Вы применяли свое умение не в Додзе?

    Были, однажды в Японии меня атаковал грабитель с ножом. Он целил мне в живот, я блокировал его через Гедан Бараи и сломал его руку, выполнив Ката Катамае.

    В другом случае, Я был в Париже с Норо Сенсеем и мы вместе пошли в ночной клуб. Я выпивал в одной из комнат, в то время, как Норо Сенсей сидел в другой, играл в карты или что-то в этом роде. Неожиданно в комнате, где сидел Норо, началась ужасная суматоха, и я пошел посмотреть, что случилось. Эта была драка. Пожилой джентльмен лежал на полу, и какой-то парень пинал его ногами. Это было ужасно - на полу уже было много крови. Я подумал, что он его убьет, и Норо Сенсей сказал мне: "Чиба, брось это!" Он не хотел вмешиваться. (Смеется). Обхватив этого человека и остановив его нападение, я спросил, что, по его мнению, он делает? Он ответил мне по-французски, таким образом, никто из нас ничего не понял, и я оттащил его в сторону... затем что-то случилось. Мое тело среагировало, и я провел ему бросок О Сото Гари из арсенала Дзюдо. Он сильно ударился о землю, и я услышал лязг металла. Получилось так, что я среагировал на его попытку вытащить нож. Я так понял, что среагировал тогда на эту ситуацию подсознательно. Этот парень был гангстером из Пигалле, вот почему никто не останавливал его. Вероятно, он был хорошо известен... но не мне! А потому, не было никакой разницы - кто он такой.

    А что-нибудь еще Сенсей?

    Когда я вернулся в Японию из Англии, в 1978 году, один человек бросил нам вызов. Но Хомбу Додзе отклонил его, несмотря на его настойчивость.

    Он был каратист?

    Никто не знал, кто он был. Как я уже сказал, он был настойчив и раз в несколько недель возвращался, чтобы повторить свой вызов. Каждый раз я должен был объяснять, что мы не можем принять его. Я думаю, что у этого человека было не все в порядке с головой. Как бы то ни было, но, в конце концов, лично я устал от него и согласился принять его вызов. Мы договорились встретиться и разобраться. Я настоял на том, чтобы не обвинять друг друга в случае возможных повреждений, и мы обменялись соответствующими письмами на этот счет. Я рассказал ему, что как учитель Боевых Искусств, я приготовился к смерти, если дело дойдет до этого. Затем, мы встретились, и я инициировал схватку, двинувшись прямо к нему и нанеся первый удар. Это отбросило его назад к стене и, когда я приблизился к нему, он прыгнул на меня, как тигр. Я закончил схватку, взяв его на Никё (второй контроль). Этого для него было достаточно. Было уже много крови, и он кричал, лежа на земле. Это был последний вызов, который он нам бросил - наверное, он не ожидал, что какой-нибудь Айкидоист сам инициирует атаку.

    И в завершении нашего разговора, могу я Вам задать отдельных вопроса: об Атэми и соревнованиях в Айкидо?

    Хорошо, я думаю что Атэми (удары по анатомически слабым точкам) очень важны в техниках Айкидо. Не принято преподавать их на занятиях... но лично я, конечно, обучался Атэми. Соревнований же в Айкидо нет, поскольку они выделяют часть занимающихся в процессе занятий. Цель же Айкидо - позволить как можно большему числу самых разных людей - мужчинам и женщинам, молодым и старым, слабым и сильным - развить свои потенциальные возможности через совместную практику.

    В чем, по Вашему мнению, заключается главное качество хорошего Айкидоки?

    В искренности.

    ПОИСК

    О ФЕДЕРАЦИИ  ОБ АЙКИДО  ОБУЧЕНИЕ  РАСПИСАНИЕ  ГАЛЕРЕЯ  НОВОСТИ  МАГАЗИН  ССЫЛКИ  КОНТАКТЫ 
    КОНТАКТЫ: 115093, г. Москва ул. Павловская 27/29, ФАЁР
    E-MAIL: yoshinkan@mail.ru    TEL.: +7 (495) 211-30-90