YOSINKAN AIKIDO Федерация Айкидо Ёсинкан России официальное представительство Aikido Yoshinkan Foundation (AYF)
О ФЕДЕРАЦИИ ОБ АЙКИДО ОБУЧЕНИЕ РАСПИСАНИЕ НОВОСТИ ГАЛЕРЕЯ МАГАЗИН ССЫЛКИ КОНТАКТЫ

ВЫБОР ШКОЛЫ 
СОВЕТЫ МАСТЕРА 
ЭТИКЕТ 
ПРИНЦИПЫ АЙКИДО 
БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ 
БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ 
ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНИКИ 
ВИДЕО УРОКИ 
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ 
АЙКИДО ДЛЯ ДЕТЕЙ 
АЙКИДО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ 
УЧИ-ДЕСИ 
ЖЕНСКИЙ КЛАСС 
VIP ЗАНЯТИЯ 
КОРПОРАТИВНЫЕ ТР. 
АЙКИДО И ЗДОРОВЬЕ 
СЕМИНАРЫ 
ЯПОНИЯ 
СЛОВАРЬ 
ПУБЛИКАЦИИ 
 ГЛАВНАЯ :: ОБУЧЕНИЕ :: СОВЕТЫ МАСТЕРА

Советы по тренировкам и разбор техник, от нашего куратора Сихана Тсунео Андо.

1. Указания, как правильно тренироваться.
2. Советы по тренировке от сихана Андо.
3. Советы по тренировке от Андо-сенсея.
4. Базовый алгоритм в тренировке.
5. Смысл техники Никкадзё
6. Смысл техники Тенчинаге
7. Смысл техники Хидзисиме
8. Сущность Ёонкадзё
9. Смысл техники Ириминаге
10. Смысл техники Котэгаиси
11. Смысл техники Сихонаге
12. Советы Андо Сихана по тренировкам. Положение ступни.
13. Советы Андо Шихана по тренировкам, Центральная линия.
14. Советы Андо Сенсея по тренировкам
15. Советы шихана Андо по тренировкам, Поток силы.
16. Советы шихана Андо по тренировкам, Жара
17. Советы шихана Андо по тренировкам, Глаза.
18. Доги - кимоно для занятий.
19. Советы Андо Сенсея по тренировкам. Цель
20. Советы Андо Сенсея по тренировкам. «Цените самого себя».
21. Советы Андо Сенсея по тренировкам. Тренироваться непрерывно.
22. Смысл техники Хидзиате Кокьюнаге.
23. Смысл техники Кокьюхо
24. Повторение и поиск нового.


1. Указания, как правильно тренироваться.
Сомневаюсь, что это станет для кого-то откровением, но все же:
Чтобы совершенствоваться в айкидо, вы должны тренироваться усердно и терпеливо, а также всегда «гореть желанием» тренироваться.

Разумеется, лучшим средством самосовершенствования являются постоянные тренировки, но даже если вам удается заниматься лишь один-два раза в неделю, вы должны поддерживать заданный ритм. Если вы делаете это и каждый раз «горите желанием» тренироваться, вы будете постепенно улучшать свои навыки.

В самом начале, только придя в айкидо, каждый человек, вполне логично, сталкивается с тем, что не умеет выполнять даже базовых движений айкидо – как новорожденный, не умеющий ходить и разговаривать. Даже если мы пытаемся повторять движения за учителем, мы не можем сразу научиться двигаться так, как он, хотя можем думать, что делаем все как надо. Другими словами, наш мозг не настроен на подобные движения.

Однако, глубоко сосредоточившись на тренировочном процессе и постоянно повторяя изученное, мы можем начать устанавливать новые связи между мозгом и телом, создавать схемы, которые позволят нам выполнять движения айкидо.

Повторение – важный элемент наших тренировок, но это не означает, что нужно повторять движения бездумно. Каждый раз, когда вы тренируетесь, каждый раз, когда вы выполняете какую-либо технику или базовое перемещение, вы должны полностью сфокусироваться на этой технике или перемещении. Это естественно. И если вы можете это сделать, любые движения станут для вас естественными.

2. Советы по тренировке от сихана Андо.
В прошлом послании Андо сихан советовал вам «всегда тренироваться усердно и терпеливо». Надеюсь, хотя бы некоторые из вас включили этот совет в свой список Рекомендаций на Новый год. Вот несколько подсказок, как это сделать:

В первую очередь, айкидо должно стать неотъемлемой составляющей вашего образа жизни. Большинство людей, просыпаясь утром, чистят зубы и умываются. Таким же образом, и тренировка айкидо должна стать для вас чем-то самим собой разумеющимся. «Я хочу пойти на айкидо, значит, я пойду» или «Не хочу идти на айкидо, значит, не пойду» - так думать неправильно. «В этот день недели, в это время я иду заниматься айкидо». Это должно быть прописано в вашем распорядке дня. Однако если что-либо не позволяет вам пойти на тренировку, или по каким-либо причинам вы сегодня не попадаете в додзё, не надо впадать в депрессию и опускать руки. Если вы станете пессимистом, вы заработаете себе стресс. Это тяжкой ношей ляжет на ваше сердце, а вдобавок вы будете расхолаживаться.

Айкидо – это не что-то такое, что происходит только в додзё. Если вы чем-то интересуетесь, вы найдете этому место в своей жизни. Например, если вы интересуетесь машинами, вы не будете любоваться ими только в салоне. Идя по улице, вы будете замечать любые проезжающие и припаркованные у тротуара авто. Вероятно, у вас дома есть не один автомобильный журнал, и на стенах висят постеры с изображениями любимых машин, или у вас есть DVD с их фотографиями, которые вы смотрите перед тем, как лечь спать. То же самое и здесь: держите книгу про айкидо на полке, например, в ванной комнате (в уборной), тогда вы сможете полистать ее пока эээ… занимаетесь там своими делами. Когда вы находитесь на улице, старайтесь идти, держа спину выпрямленной, грудь расправленной, как в камае. Когда вы едете в метро или на электричке и вам не хватило места, попробуйте стоять, держась за поручень одним мизинцем, чтобы укрепить его для таких техник, как никкадзё. Вот что означает внедрить айкидо в свой образ жизни. Держите айкидо всегда под рукой. Это поможет вам поддерживать искру интереса и увлеченность тем, что дает нам заряд бодрости и позитива!

Мы все человеческие существа, и у нас иногда возникают черные полосы в жизни, которые вносят в нее сумятицу. Как продолжать тренировки в этот период? Суть в том, что вы должны думать не только о самих себе и своих ощущениях. Например, если вам реально не хочется идти тренироваться, попробуйте подумать о других людях. Подумайте о вашем учителе или учениках, которые ждут вас в додзё, и своим присутствием постарайтесь показать им уважение за их усилия. Ваш учитель ждет вас! Поскольку я сам являюсь учителем, могу сказать вам, здесь нечего и раздумывать. Если вы, не желая идти на тренировку, сосредоточены только на собственных ощущениях, вы дрогнете и отступите. Но если вы почерпнете и используете энергию людей, находящихся рядом с вами, вы обязательно продвинетесь вперед.

Другим способом самомотивации является переосмысление причин, по которым вы занимаетесь айкидо. У вас должны быть веские причины, чтобы идти на тренировку. Стать сильнее и побеждать в боях или приобрести хорошую физическую форму – такие причины для айкидо не подходят. Подумайте об айкидо как о своей работе. Подумайте о том, как, уйдя на пенсию, откроете свой собственный зал на радость всем. Подумайте об открытии секции айкидо для детей вашего двора, района. Думайте глобальней! Например: занятия айкидо помогут этим людям справиться со СПИДом и бедностью. Думайте о том, как вы можете использовать айкидо для объединения людей, как это сделано в Палестине и Израиле. Если вы не хотите тренироваться, не фокусируйтесь на том, как вы сейчас себя чувствуете. Сделайте айкидо целью своей жизни. Таким образом, вы почувствуете прилив энтузиазма и желания снова тренироваться.

3. Советы по тренировке от Андо-сенсея.
В разделе поговорки «Мейген», Андо-сенсей рассказывает нам о том, что знание лежит у нас под ногами, и в трудные для нас времена, мы можем двигаться вперед, как в той притче. На этот раз, Андо-сенсей рассуждает о том, как мы можем решить для себя, какой путь выбрать, и как мы по нему пойдем.

Прежде всего восприимчивость – способность испытывать удивление и благоговение, быть движимым красотой – очень важна в айкидо. Именно поэтому, зачастую, тренировки в айкидо представляют собой совокупность небольших открытий, слабых проблесков понимания, которое мы постепенно накапливаем, чтобы со временем составить целостное представление об айкидо. Однако вы должны обладать восприимчивостью, иначе вы не заметите важных мелочей, которые способствуют подобным открытиям. Кроме того, вы должны искренне верить в это, иначе подобные моменты не отпечатаются в вашем сердце. И на самом деле, не важно, какого уровня вы добились в айкидо.

Искренне верить – это не значит, поддаваться слишком сильным эмоциям, бросаться то в радость, то в печаль. Искренне верить – это значит, усваивать, впитывать собственный опыт. Жизнь есть жизнь, не каждый наш опыт положителен. В подобные моменты, очень боишься проявить в себе какие-то эмоции. Но закрыть свою эмоциональность внутри себя – стать как бы немым, приучить себя не проявлять эмоции – еще более опасно. Людям, глубоко чувствующим, трудности и лишения придают много сил.

Подобная восприимчивость, или впечатлительность, - это не то, чему можно научиться. Мы можем открыть ее в себе только самостоятельно. Андо-сенсей предлагает нам представить человека, который работает в магазине по совместительству. Ему можно дать кучу инструкций по обслуживанию клиентов, но его рвение в работе не будет искренним.

Вспоминается одно выражение: «Никто не сможет сделать твою работу лучше тебя». Делать что-то правильно не так же важно, как делать это самому. Вы должны думать своей головой – думать не просто потому, что кто-то вас научил, как это делается. И разумеется, это не означает, что вы должны стать упрямым и игнорировать советы и мнения других людей. Восприимчивость также подразумевает открытость любым мнениям и влияниям.

Хороший учитель способен все время давать дельные советы, но ответственность за вашу жизнь (и ваше айкидо) лежит на вас самих. Это большая ответственность, поскольку вы очень ценны сами по себе! Только вы сами можете принять решение о том, кем вы хотите быть и какой путь выбрать.

4. Базовый алгоритм в тренировке.
Базовый алгоритм тренировки в айкидо следующий:
Смотри » Делай » Анализируй » Исправляй » Смотри » Делай... и т.д. по кругу.

Сначала мы смотрим на выполнение техники учителем. Затем, путем повторения, мы запоминаем базовую форму техники. Через более тщательные повторы и размышления, мы постепенно улучшаем и оттачиваем эту технику. Часто, советы и подсказки нашего учителя или сенпая помогают нам улучшить или скорректировать нашу технику. Но зачастую, одного этого алгоритма не достаточно.

Случалось ли вам когда-нибудь, просматривая видеозаписи вашего собственного выступления на экзамене или мероприятии, испытывать разочарование от того, что вы сделали все не так хорошо, как планировали? Все это потому, что вы не смотрите на свое выполнение техники объективно, как это делал бы учитель. Вы придерживаетесь субъективной позиции, как это делал бы студент. Когда вы тренируетесь, вы всегда думаете о себе и своей технике, а также о том, как стать лучше. Это довольно узкий образ мышления. Для того чтобы его расширить, вам необходимо начать думать как учитель или как мать. Говорят, матери – самые сильные люди на свете. Матери сильны тем, что они всегда бескорыстно делают все самое лучшее для своих детей. Также и здесь: если вы думаете о том, каким образом ваша тренировка может быть полезной другим людям, ваша техника улучшится и усилится.

Это значит, что вы должны начинать думать о тренировке таким образом, как будто кто-то наблюдает за вами, когда вы выполняете очередное движение, и будет затем повторять его. Если вы держите эту мысль в голове, вы, очевидно, будете думать, что во время каждой тренировки вы должны выполнять технику настолько хорошо, насколько вы можете. И поскольку наши тренировки проходят не только на татами («гьодзюзага»!), это должно распространяться и на наше поведение вне додзё. Если вы стараетесь подавать другим пример, вы действительно будете развиваться.

Андо-сенсей считает, что Годзо Сиода-сенсей научился видеть хорошее в любом человеке; думать, что любой человек способен совершенствоваться и становиться лучше, и что его тренировки способствуют этому. Именно это делает его тренировки ценными. Именно поэтому, он излучал симпатию и стал путеводной звездой в мире айкидо.

5. Смысл техники Никкадзё
Когда задают вопрос «Что такое айкидо?», многие ученики хотят продемонстрировать никкадзё. Это связано с тем, что никкадзё можно показать в относительно небольшом пространстве, при этом техника будет эффективной, несмотря на почти отсутствие движения и силы.

Обычно после этого человек, на котором показывали технику, остается в недоумении и с серьезным ощущением боли в запястье. Но на людях, которые много лет занимаются айкидо, выполнение никкадзё все менее и менее эффективна: с течением времени и при многократном повторении никкадзё запястье становится более крепким и более устойчивым к боли. Вот тогда выполнить никкадзё становится по-настоящему трудным.

Мы знаем, что одно из свойств айкидо – атаковать слабые точки партнера. Мы избегаем те места, которые отличаются большей силой, и выбираем более слабые точки. Поэтому если у нашего партнера слабое запястье, то, делая никкадзё, мы действуем на запястье. Но что делать, когда запястье крепкое? На что действовать в таком случае? Это суть проблемы. Если мы не знаем слабое место противника, мы не можем его атаковать.

В случае когда запястье противника крепкое, его слабая точка находится в середине ладони. Попробуйте и вы это увидите. Делайте никкадзё до тех пор, пока партнер может сопротивляться. Затем надавите одним пальцем на середину ладони. ВЫ сможете контролировать противника одним пальцем.

Это упражнение будет интересно и для шите, и для укэ. Находить слабые места противника – одно из основных умений в айкидо!

6. Смысл техники Тенчинаге
Тенчинаге, или бросок «небо-земля» получил свое «высокое» название от того, что мы разделяем наши руки, поднимая одну вверх к небу и опуская другую к земле.

Эта техника всегда напоминает Андо Сенсею о случае, который произошел, когда он сам был еще учидеши, а Йошинкан Хонбу Додзе располагался в Коганеихара. Андо Сенсей обучал этой технике класс кенсю под руководством Шиода Сенсея. Когда Андо Сенсей демонстрировал, как делается тенчинаге, Шиода Сенсей подошел прямо к нему и сказал: «Делай больше круг задней ногой! Круг больше!»

Андо Сенсей собрал всех учеников и продемонстрировал технику еще раз, на что Шиода Сенсей снова повторил: «Больше! Делай круг больше! Еще раз!» Андо Сенсей посадил учеников в сейза и показал технику еще раз. На этот раз Шиода Сенсей просто сказал: «Сделай другую технику». Андо Сенсей сгорал от стыда, но у него не было другого выбора, кроме как обучать другой технике.

Этот анекдот из жизни доказывает, насколько важно круговое движение задней ногой в тенчинаге. Передвигая ногу по кругу, мы можем сохранять прямую центральную линию. Прямая центральная линия становится нашей осью. Эта ось позволяет нам двигать руки вверх и вниз без потери равновесия.

Тенчинаге также учит нас осуществлять открывающее движение при помощи тела. Когда партнер двигается, чтобы атаковать нас, мы должны передвинуться в другое место, чтобы избежать этой атаки. Это и есть открывающее движение при помощи тела. Это движение важно для всех техник айкидо.

7. Смысл техники Хидзисиме
Техника хидзисиме также известна в айкидо как «обратный локтевой контроль». Это связано с тем, что хидзисиме – единственная техника в айкидо, в которой мы сгибаем руку партнера в обратном направлении по отношении к естественному ходу руки. Во всех остальных техниках, таких как йонкадзё или котэгаиси, рука сгибается в естественном направлении. Эта техника особенно пугает людей со слабыми локтевыми суставами.

Когда Андо Сенсей обучает хидзисиме, часто он обращает внимание на различия между хидзисиме и похожими локтевыми контролями в борьбе. Здесь борец направляет весь свой вес на локоть соперника, чтобы согнуть и повредить руку.

В айкидо же хидзисиме совершенно отличается от такого контроля по своей сути. Как именно оно отличается? В хидзисиме рука партнера ложится поперек нашей грудной клетки. Посредством потока силы партнер становится как бы «приклеенным» к нам.

Цель - не доставить партнеру боль, а сделать так, чтобы его действия были гармоничны с нашими. Призадумавшись над этим, вы поймете, что все техники айкидо с этой точки зрения одинаковы. Однако в хидзисиме очень легко непреднамеренно причинить партнеру боль.

Но если мы просто попытаемся травмировать партнера, он может «увертеться» от нашей техники. Также эта техника не будет работать на людях, обладающих сильными или крепкими локтями или уже привыкшими к этой хидзисиме.

Секрет хидзисиме – устойчивая центральная линия и широко открытая грудная клетка. Поток силы должен быть сконцентрирован в вашей грудной клетке.

В айкидо также есть и другая техника, называющаяся хидзи осаэ, которая напоминает хидзисиме. Как и в последней, главное здесь – не только контролировать локоть. Опуская центр тяжести, не поднимая плечи и сохраняя грудь широко открытой, мы можем создать поток силы. Тренируя хидзи осаэ, мы сможем лучше понять хидзисиме. Попробуйте и увидите сами!

8. Сущность Ёонкадзё
При выполнении контроля Ёонкадзё мы чувствуем боль, которая по-своему уникальна! Андо Сенсей вспоминает, что когда первый раз на его руке сделали йонкадзё, его лицо исказилось от боли, а на руке остались синяки. Но люди достаточно легко умеют приспосабливаться, поэтому уже через год йонкадзё не было для него болезненным. Вообще-то, оно даже доставляло приятные ощущения.

Я уверена, у всех из вас был свой опыт в выполнении йонкадзё, и вы можете признать, что полагаться только на боль при выполнении этой техники нельзя: эффект будет неполным. Но в действительности даже если выполняющие технику и не хотят этого, они используют слишком много силы.

Почему так происходит? Ответ в том, как мы захватываем запястье нашего партнера своей рукой. Очень легко сделать плотный захват. Есть те, кто делают это даже очень ожесточенно. Однако при слишком плотном захвате, поток силы будет отрезан.

Оставьте большой и указательный пальцы открытыми и выполните несильный захват тремя пальцами. Когда мы стоим в камаэ, наши запястья и пальцы раскрыты, направляя силу вперед. Именно раскрытые пальцы позволяют создать поток силы. Если мы напряжемся, чтобы выполнить крепкий захват, потока силы не возникнет.

Другой важный элемент в йонкадзё - это угол между локтем и телом выполняющего. Мы должны следить за тем, чтобы не напрягать локоть слишком сильно или держать его слишком плотно к телу. Локоть должен быть слегка наклонен, а между локтем и телом должно остаться небольшое расстояние.

Любимая техника Андо Сенсея для показательных выступлений - это выполнение йонкадзё на двух уке, которое заставляет их "обнять" друг друга. Использование локтя в этой технике имеет большое значение.

Если захват будет слишком плотным, а вы попытаетесь толкнуть партнера , ваш локоть станет напряженным. Конечно плотный захват при помощи запястья вполне естественен. Но многие движения в айкидо идут вопреки тому, что было бы естественно! Мы должны восхищаться великим гением тех, кто придумал техники айкидо!

9. Смысл техники Ириминаге
В айкидо есть техника, которую мы называем ириминаге. Такое определение мы даем технике, где мы сдвигаемся с линии атаки нашего партнера и входим с боковой стороны для совершения броска партнера назад. Есть два типа ириминаге. В первом - шомен ириминаге - мы используем фронтальную часть своего тела. Во втором - сокумен ириминаге - боковую часть.

В действительности, ириминаге - очень трудная для выполнения техника. Самое тяжелое в ней – войти в партнера, не столкнувшись с ним. Если наша сила наталкивается на силу уке, то при входе мы просто отталкиваем его от себя. Решение - не пытаться остановить движущую силу нашего партнера.

Матадор не пытается остановить движение атакующего быка. Наоборот, он отходит в сторону, и бык мчится мимо. Матадор машет своей красной тряпкой, чтобы внимание быка было сконцентрировано на нем, и для быка он становится мишенью. Здесь очень важен тайминг. Матадор должен привести свои движения в гармонию с движениями быка, точно так же и в айкидо наши движения должны находиться в гармонии с движениями нашего партнера.

Когда в ириминаге мы совершаем вход, также важно поглотить, "вдохнуть" силу нашего партнера. Уэсиба сенсей называл это "сила пустоты". Если мы можем создать вакуум или пустое пространство внутри, то мы сможем "втянуть" силу нашего партнера в то пространство. "Сила пустоты" рождается тогда, когда появляются изменения в нашем дыхании.

Эту идею очень тяжело выразить одними только словами! Но понятие "сила пустоты", безусловно, существует, и она может быть создана. Секрет ириминаге лежит в гармонизации и в "силе пустоты".

10. Смысл техники Котэгаиси
Котэгаиси – это техника, которая часто представлена на изображениях, предназначенных передать образ того, что такое айкидо. Из-за того ли это, что в этой технике очень эффектно падает уке , либо из-за того, что согнуто запястье – я не знаю. Котегаиси часто применяют, когда нужно провести вводный урок для начинающих, поскольку эта техника по-настоящему демонстрирует, как мы можем контролировать действия уке, применяя силу лишь незначительно.

Вот несколько секретов котэгаиси. Для начала, давайте взглянем на использование руки, которой мы выкручиваем кисть нашего партнера наружу. Очень важно, чтобы наша собственная центральная линия не согнулась, пока мы крутим кисть партнера. Если мы попытаемся выкрутить кисть, только используя нашу руку, мы не разбалансируем партнера. Ключ к тому, что добиться потери равновесия партнера, - это использование большого пальца.

Дальше, давайте посмотрим на кисть, которая ложится сверху на ту руку, что закручивает кисть партнера. Здесь не должно быть сильного захвата. Если мы схватимся этой рукой, поток силы остановится, а наши руки и тело станут жесткими. Держите свои пальцы открытыми и расслабленными, дайте своей руке соскользнуть по вашему большому пальцу.

Наконец, и это самое важное, мы должны использовать обратное движение нашего партнера. Не важно, как хорошо мы работаем нашими руками (правой и левой): если мы не будем принимать во внимание движения и ощущения нашего партнера, он будет сильным и способным сопротивляться.

В заключение, надо отметить следующее: думайте о котэгаиси не как технике, в которой мы закручиваем кисть нашего партнера, но как о технике, в которой мы лишаем партнера равновесия. Фокусируйте внимание не на кисти, а на партнере в целом.

11. Смысл техники Сихонаге
Название «шихонаге» происходит от фразы на японском языке “shiho happo”. Дословный перевод этой фразы звучит следующим образом: «4 направления 8 направлений», но по сути означает «во все стороны», «во все направления». В йошинкан айкидо шихонаге - это первая техника, которую мы учим.
В шихонаге форма 1 («ичи»), при выполнении с мечом, мы как будто разрезаем корпус противника перед собой, чтобы затем, развернувшись, «разрезать» противника позади нас.

В шихонаге форма 2 («ни»), мы делаем большой разворот, чтобы нанести удар противнику позади нас, затем меняем направление и поражаем противника, находящегося спереди.

Эта техника полностью копирует действия с мечом.
Также нужно отметить, что техника шихонаге» содержит в себе много основных элементов, используемых в айкидо в целом, например, входящее движение, перенос веса тела, подъем рук на уровень лба, режущее движение рук. Сам Уэсиба Сенсей говорил, что если вы умеете делать только шихонаге, но делаете это безупречно, этого уже достаточно.

Одна история гласит о том, что примерно в 1955 г. в додзе Йошинкан для изучения айкидо был направлен один ученик из полицейского управления Киото. Однако за три месяца, что он провел в додзе, его смогли обучить только шихонаге. После того, как он вернулся в Киото, его начальник попросил рассказать, чему тот научился.

«Вот этой технике», - ответил ученик и продемонстрировал технику шихонаге.
«И это все? - недоверчиво спросил начальник. – Иди обратно и выучи что-нибудь еще!»

Каковы некоторые главные моменты в шихонаге? В шихонаге мы сгибаем руку нашего партнера назад по направлению к плечу для того, чтобы выполнить последующий бросок назад. Очень важно соблюдать устойчивость нижней части тела. Если низ не устойчив, то мы заканчиваем технику броском, только используя силу своих рук и кистей. Для того, чтобы добиться нужной устойчивости, передняя и задняя стопы должны находиться под правильным углом. Также важно, чтобы расстояние между ступнями было не слишком узкое.

Одна из целей в изучении шихонаге – придти к пониманию связи между устойчивостью нижней части тела и силой рук. Так мы постепенно начинаем осознавать, насколько большое значение имеет нижняя часть нашего тела. Не забудьте об этом, когда будете тренировать шихонаге.

12. Советы Андо Сихана по тренировкам. Положение ступни.
Совет Андо Сихана – важно корректировать положение своей ступни.

20 ноября в Токио прошли 55-е Ежегодные Показательные выступления по йошинкан айкидо. В этом году выступления устраивались в память о Годзо Шиода, что подчеркивает, таким образом, не национальный, а международный характер этого события. А это означает, что в семинаре участвовало множество гостей из различных стран. Мы по-настоящему смогли увидеть, как айкидо способствует развитию гармонии между людьми со всего мира.

Воцарение мира на всей планете давно является заветным желанием всего человечества, но прежде, чем мы будем призывать к миру во всем мире, нужно сначала сделать так, чтобы мир был в наших собственных домах и семьях. Исходная точка для этого – достичь мира в наших собственных сердцах. Если в вашем сердце – мир, вы будете счастливы, и это ощущение счастья будет положительным образом воздействовать на всех, кто вас окружает.

С техниками айкидо все аналогично. Нам нужна твердая основа, от которой отталкиваться, чтобы впоследствии делать эффектные высокоуровневые техники. И это не только слова. Наша основа в буквальном смысле этого слова – это ступни, и их положение должно быть правильным. Угол передней и задней ступни чрезвычайно важен. Если мы посмотрим на угол ступни у Шиода Сенсея или у Риндзиро Сирата, который был учи деши вместе с Шиода Сенсеем, то увидим, что это угол одинаковый.

Эти два преподавателя учились в Уэсиба додзе еще до Второй мировой войны. Андо Сенсей пишет и о своем собственном опыте в понимании положения ступни: он пришел к осознанию того, что позиция ступней важна независимо от того, насколько сложной по уровню является сама техника.

Если вы чувствуете, что ваше айкидо не становится лучше или что в ваших тренировках не хватает эмоциональной составляющей, проверьте положение ваших ступней – оно правильное? Возможно, вы сделаете для себя важное открытие.

13. Советы Андо Шихана по тренировкам, Центральная линия.
Совет Андо Сенсея касается создания центральной линии (центральной оси).

Сейчас Андо Сенсей читает книгу, в которой автора спрашивают: «Как мы можем стать счастливыми?» Автор отвечает, что счастье - это создание центральной линии. Андо Сенсей был немного удивлен этим ответом, но автор книги подчеркивает важность того, чтобы мы не «съезжали» с центральной линии.

Не уходить с центральной линии также очень важно и для техник айкидо. Так как же создается центральная линия? Люди с хорошей координацией или хорошим физическим восприятием очень скоро поймут это с помощью тренировок. Ну а что же тогда можно посоветовать людям, для которых такие ощущения трудноуловимы, которых можно было бы назвать «физическими простофилями» в каком-то роде?

Андо Сенсей говорит, что он как раз видит себя среди людей именно этой, второй, категории. У него не было ни малейшего представления о том, как сформировать центральную линию, когда в университете он изучал айкикай айкидо, и даже когда он занялся йошинкан айкидо, в котором легче понять способ формирования центральной линии, он все еще не до конца ощущал этого. Он думал, что сможет сформировать свою центральную линию на тренировках, но все еще оставался слегка разбалансированным. Ответ на эту проблему кроется в поиске. Вот подсказка.

У неустойчивых, «шатких» по характеру людей часто наблюдается плохое koshi (koshi дословно переводится как «талия», но также относится к бедрам; это часть тела, охватывающая талию и нижнюю часть спины). Люди, более гибкие по характеру, не упрямые, обладают хорошим koshi. Те, у которых наблюдается каким-либо образом «нарушенное, искривленное» koshi, часто характеризуются трудным характером или поведением. Андо Сенсей пишет, что он часто может прочитать характер человека, посмотрев на его koshi.

Возвращаясь к подсказке о том, как лучше понять центральную линию: мы должны повысить чувствительность koshi. Это мы можем сделать, увеличивая уровень нашей гибкости с помощью таких упражнений как: наклоны назад и скручивание в талии (подобные тем, что мы делаем во время разминки, которая выполняется в самом начале многих тренировок в Рю додзе). Нам нужно тренировать koshi. Если мы будем тренировать koshi, мы придем к пониманию того, где заложена центральная линия.

14. Советы Андо Сенсея по тренировкам
Совершенствуйтесь только в том, что вам нравится. Конечно, если что-то хорошо у вас получается, вам это понравится. Один из инструкторов недавно сказал Андо Сенсею, что он стал «повернутым на айкидо».

Андо Сенсей пишет, что это необычный, но хороший речевой оборот – безусловно, о том, что вам нравится заниматься айкидо, можно сказать и так! И если мы посмотрим на тренировки, которые ведет тот самый инструктор, то увидим, что в них нет ничего, что ему бы не нравилось. Даже если у него нет тяжелой тренировки, он тренируется по-другому: в тишине, когда ничто не прерывает его концентрацию.

Если подумать об этом с другой точки зрения, люди, которые любят тренироваться, на самом деле обращают мало внимания на окружающих, они тренируются, используя все свои силы. Им не важно, как они выглядят в глазах других людей или что другие люди думают о них. Совершенно не задумываться о людях вокруг вас – вот что значит любить айкидо.

Но здесь надо быть осторожным. Существует опасность того, что очень легко можно «погрузиться в себя». В таком случае в айкидо вы будете самым «неумелым» из учеников, поскольку вы потеряете способность оценивать себя объективно, способность к саморазмышлению. Можно сделать сравнение с автомобилем, которому нужен и газ, и тормоз. Держите это в уме, но между тем, не забывайте нажимать на педаль газа!

15. Советы шихана Андо по тренировкам, Поток силы.
Андо Сенсей советует научиться понимать поток силы.

Существует два вида силы: про которую можно сказать, что она «вытекающая, перетекающая», «текущая, как поток», и про которую так сказать нельзя.

При «вытекающей» силе образуется связь между shite и uke , причем без ощущения напряжения. Если же силу нельзя охарактеризовать «вытекающей», то она сталкивается, и связи между shite и uke не возникает.

Например, если в йонкадзё при захвате руки мы сделаем это слишком сильно, сила не перетечет к uke. Мы будем сфокусированы только на той части руки партнера, которую мы схватили, и на этом связь остановится. Другими словами, мы сможем увидеть только ту часть руки, которую мы держим. Наш взгляд станет очень узким. Мы потеряем способность видеть тело нашего партнера целиком и не сможем понять, разбалансировали ли мы партнера. Мы не способны понять намерения партнера, и он может сопротивляться.

Когда же сила перетекает к uke, возникает противоположная ситуация. Мы можем видеть полностью все тело партнера и читать его движения. Для достижения этого нужно находиться в состоянии невозмутимости, спокойствия.

Как создать такое состояние спокойствия? В конечном счете, оно заложено в нашем центре и нижней части тела. Если мы будем серьезно тренировать нашу центральную линию и нижнюю часть тела, у нас появиться способность оставаться спокойными и невозмутимыми. Состояние устойчивости перейдет на наши руки, и сформируется связь с партнером. Способность чувствовать и понимать поток силы очень важна для прогресса в айкидо.

16. Советы шихана Андо по тренировкам, Жара
В этот раз совет Андо Шихана как раз подходит для Токио: пусть вас не останавливает жара.

Вообще, первоначально, эта фраза звучала как «пусть вас не останавливает ни жара, ни холод», но поскольку сейчас лето, мы говорим именно о жаре.

Обычно люди жалуются на то, что им либо слишком жарко, либо слишком холодно. Однако, занимаясь боевыми искусствами, эта позиция меняется одновременно с нашим развитием. Мы сможем научиться принимать жару и холод, когда поймем следующие моменты:

Не боритесь с жарой, используйте её себе на пользу.
Используйте жару, чтобы «выковать» себя.
Именно за то, что жаркая погода позволяет нам в этом смысле заняться собственным развитием, мы можем сказать ей «спасибо».

«Если разум и тело - как ничто, даже пламя покажется прохладным». Не нужно понимать это до такой степени глубоко, но если мы сможем использовать летнюю жару в этом смысле, физическое и духовное единство в айкидо у нас будет расти.

17. Советы шихана Андо по тренировкам, Глаза.
Совет шихана Андо в этом месяце следующий: по-настоящему откройте свои глаза и смотрите.

Обычно во время занятий по айкидо учитель демонстрирует технику своим ученикам, которые наблюдают за этим, а затем многократно повторяют технику. Однако, когда мы наблюдаем, мы часто видим только то, что хотим увидеть. Мы смотрим на технику сквозь призму наших собственных зафиксированных идей. А это почти то же самое, как и ничего не видеть. Это же касается и того, как мы слушаем объяснения учителя.

Андо сэнсэй пишет, что он тоже имел такой опыт. Как-то в Хонбу додзе Шиода сэнсэй демонстрировал технику прямо перед глазами Андо сэнсэя, однако тот не видел и не слышал нужного, хотя Шиода сэнсэй давал очень много объяснений по поводу той техники. Почему он понял это сейчас?

Путем проб и ошибок, пишет Андо сэнсэй, он приходил к лучшему пониманию всего, и в тот момент, когда какой-то элемент у него начинал получаться лучше, он вспоминал: «А ведь Шиода сэнсэй учил нас этому!». Но в то время его техника, как и его сознание не были на том высоком уровне, которого было бы достаточно, чтобы идеи, передаваемые Шиода сэснсэем, осели в сознании. Когда Андо сэнсэй вспоминает об этом сейчас, он думает: что же тогда он видел и слышал?

Недавно появилось интервью с одним из игроков национальной сборной Японии по футболу, участвовавшей в чемпионате мира, который проходил в Южной Африке. Это Кесуке Хонда. В интервью Хонда отметил, что он ведет дневник тренировок, в котором он оглядывается на тренировки за день и записывает свои размышления по поводу того, как он сам тренировался, а также все, что говорил ему тренер. Это очень хорошая привычка, поскольку она заставляет нас по-настоящему смотреть и слушать для того, чтобы потом можно было все записать.

18. Доги - кимоно для занятий.
Андо-сенсей пишет, что для того, чтобы заниматься айкидо, вам не нужно какое-то специальное оборудование. Все что вам действительно необходимо – это доги (спортивная униформа – прим. перев.).

А вот если бы вы занимались, например, кендо, то вам надо было бы приобрести полный комплект защитного снаряжения. Сын Андо-сенсея посещает в колледже секцию американского футбола, и чтобы его полностью экипировать, требуется очень много денег. Андо-сенсей говорит, что на определенном этапе он даже подозревал, что его сын является секретным агентом компаний по производству экипировки для американского футбола. А в нашем случае, вы можете пользоваться доги в течение многих-многих лет и тем самым беречь окружающую среду!

Когда Андо-сенсей еще был в Хонбу-додзё, всем ути деси каждый год выдавали новые доги. Не знаю, следуют ли сейчас этой традиции, но в Рю-додзё каждое лето ути деси получают новые доги. Когда Андо-сенсей был ути деси, ежегодно им выдавали доги «токусей». «Токусей» дословно означает «особая смесь», а применительно к доги – самый лучший тип доги, из крепкой ткани двойного плетения. Андо-сенсей до сих пор носит один из таких доги.

По словам Андо-сенсея, в Хонбу-додзё были такие люди, которым нравилось носить старые и потрепанные доги. Для них истертый за годы доги являлся признаком того, что они тренируются уже очень долго, и они носят его с такой гордостью, с какой ветераны или герои войны носят свои медали.

Андо-сенсей говорит, что как только вы примерили токусей доги, вы никогда не захотите снова надеть более дешевую униформу. Если вы носите более тонкий, дешевый доги, вы чувствуете себя как бы незащищенным. Это как в случае с каким-нибудь костюмом или парой туфель. Это очевидно, что вы чувствуете себя гораздо лучше в хорошем костюме, а в удобных ботинках вы способны почувствовать, будто идете по воздуху. Если вы наденете хороший доги, вы почувствуете прилив энергии и энтузиазма, необходимых для тренировок. Попробуйте, и вы увидите, как хороший доги повлияет на ваше состояние (только не подумайте, что Андо-сенсей является секретным агентом компаний по производству экипировки для восточных единоборств!)

19. Советы Андо Сенсея по тренировкам. Цель
Совет Андо-сенсея касается, по большей части, похудения, но, думаю, его рекомендация применима к любой тренировочной ситуации.

Мы все в курсе, что айкидо приносит много пользы здоровью и – как и большинство других комплексов - способствует похудению. Однако вы не потеряете вес только за счет айкидо. Даже если вы тренируетесь каждый день как профессионал, если всякий раз после тренировок вы восполняете одно и то же количество потраченной энергии, вы не похудеете. Это очевидно.

Как же избавиться от лишнего веса с помощью айкидо? Андо-сенсей пишет, что нам приходится ставить перед собой цели и сроки их достижения, а затем создавать условия, при которых мы не можем не добиться этих целей и сроков. Например, если вы хотите сбрасывать 3 килограмма каждую неделю, вы должны создать условия, при которых будет возможно достичь этой цели.

Можно в качестве цели выбрать предстоящий экзамен. Это может вдохновить вас на более упорные занятия и улучшение физической формы, и таким образом на экзамене вы будете лучшим из лучших. А одновременно с этим вы сбросите вес и достигнете двух целей вместо одной! Андо-сенсей пишет, что это также помогает, если вам необходимо четкое представление того, где вы хотите быть или кем стать в будущем. Если вы твердо решили меняться, это также имеет большое значение.

Эти размышления напомнили Андо-сенсею о его собственных целях в бытность его ути деси. Вы можете подумать, что Андо-сенсей мечтал стать великим учителем или однажды открыть свое собственное додзё, но, по его словам, это не так. Его цель очень проста: выживать каждый день! Именно с этого он начал, и именно это сопровождает его и сейчас!

20. Советы Андо Сенсея по тренировкам. «Цените самого себя».
В этот раз мы говорим о таком правиле: «Цените самого себя».

Что значит ценить себя? Наверное, по поводу ответа на такой вопрос существует очень много разных точек зрения, но Андо Сэнсэй пишет, что, по его мнению, ценить себя означает воспитывать в себе те способности, которые есть у вас (независимо от того, какие это способности) и дать им возможность полностью раскрыться на благо всех окружающих. В этом русле придать своей жизни наиболее полный смысл и будет значить ценить себя.

Немного изменив тему, также скажем, что Андо Сэнсэй пишет о своей любви к сёги и го. Он, конечно, не любит их безумно, поскольку в действительности не понимает их так уж хорошо. Он может просчитать только на 5 шагов вперед. Это к вопросу о способностях.

Продолжая говорить в этом направлении, Андо Сэнсэй пишет, что тот простой факт, что нам нравится айкидо, уже говорит о наличии у нас больших способностей к айкидо! И из-за такой способности мы понимаем айкидо (хотя, может быть, только чуть чуть!). Те из нас, кто любят айкидо и, таким образом, обладают способностями к айкидо, должны дать этому навыку наиболее полное развитие. Не сделать этого было бы огромным упущением. Поступая таким образом, мы всем вокруг нас приносим пользу, а нет большего удовольствия, чем это.

21. Советы Андо Сенсея по тренировкам. Тренироваться непрерывно.
Тренироваться непрерывно - вот что советует всем Андо Сэнсэй - так, чтобы в занятиях наблюдался прогресс.

Человеческое общество все время изменяется и развивается. Это закон Вселенной. Вселенная развивается и двигается вперед бесконечно. Так и человеческое общество должно развиваться и идти вперед параллельно со Вселенной. Это наша миссия – делать свой вклад в бесконечное развитие Вселенной. Из такого образа мыслей следует, что как технические, так и духовные аспекты айкидо так же должны продвигаться вперед и развиваться.

Однако люди склонны довольствоваться тем, чтобы просто плыть по течению и сохранять статус кво. В сущности, многие не любят, когда статус кво нарушается каким-либо образом. Это, конечно, хорошо, но представьте фигуру, которая никогда не двигается, никогда не изменяется, в то время как весь мир вокруг него и общество вообще меняются и не стоят на месте. Такая картина в воображении не вызывает положительных эмоций.

Безусловно, в этом деле нет необходимости проявлять нетерпение. Просто не пренебрегайте тем, чтобы стремиться проявлять лучшие свои качества. Это означает: не забывайте тренироваться регулярно. Регулярные тренировки способствуют саморазмышлению и помогают точно определить ваши проблемные моменты в выполнении техник. Постоянное стремление к прогрессу означает продолжение ваших тренировок. И здесь никто не является исключением.

22. Смысл техники Хидзиате Кокьюнаге.
Хидзиате кокьюнаге – техника, когда локтевые суставы обоих партнеров оказываются на одной оси, и бросок уке происходит за счет воздействия на его локтевой сустав (что интересно: здесь я использовал слово «воздействие», но в японской версии Андо Сенсей использует слово «hiku», что означает «играть», как, например, «играть на пианино».

Это хороший образ для данной техники, исполнение которой должно быть таким же тонким и сложным, как игра на пианино, но которое часто заканчивается тем, что можно охарактеризовать жестким и болезненным!). На первый взгляд техника хидзиате кокьюнаге выглядит простой, но это обманное впечатление. Сложность заключается в том, что если мы используем силу для броска, мы чувствуем, что наши руки и ступни не работают согласованно, что мы использовали только физическую силу и что техникой мы не овладели. Таким образом, мы остаемся не удовлетворены своим исполнением. Другими словами, в этой технике трудно проявить концентрированную силу.

Что же приводит к этому? Есть 7 факторов, среди которых позиция шите, использование рук и бедер, но самым важным является позиция уке, а именно нарушено ли его равновесие. Это, в свою очередь, зависит от того, бросаете ли вы уке в момент, когда его рука вытянута полностью.

Иногда во время тренировок мы замечаем, что уке сопротивляется, чтобы его равновесие было нарушено, физически или психологически. Взять хотя бы шомен учи хидзиате кокьюнаге (2). Уке наносит атаку, шите разворачивается, так чтобы уке продолжил движение вперед, затем шите соединяет свой локоть с локтевым суставом уке, перед тем как сделать бросок. В тот момент, когда шите считает, что он «поймал» атакующую руку уке, сам уке занимает оборонительную позицию и думает только о том, как избежать воздействия. В этом случае выполнение хидзиате кокьюнаге сильно усложняется. Шите не должен пытаться поймать атаку партнера. Ему нужно уйти с линии атаки. Уке обнаружит, что он атаковал пустое место, и его равновесие будет нарушено.

Хидзиате кокьюнаге – это техника, когда сильным фактором, влияющим на её исполнение, является сознание уке. Это способ для нас понять, как психологическое состояние влияет на технику. Айкидо - это хорошая тренировка для того, чтобы научиться угадывать истинные чувства партнера. Понимание уникальных свойств хидзиате кокьюнаге – большой шаг в этом направлении.

23. Смысл техники Кокьюхо
Если вы спросите ученика о сущности кокьюхо, то, возможно, в ответ вы услышите, что-то наподобие: «Это техника, где вы вдыхаете… или выдыхаете … или … ммм, в общем, она как-то связана с дыханием».

Однако, обычно во время обучения этой технике инструктор ни слова не говорит о дыхании. Большинство учеников, которые пытаются её выполнить, думают: «В чем же здесь смысл? Что это такое?». Это и есть загадочная техника, которая называется кокьюхо.

Из всех техник айкидо это - единственная, которая отражается иероглифом "法", что при отдельном использовании переводится как «закон», а в сочетании с другим иероглифом означает «метод». Все остальные техники связаны с броском или контролем партнера. Хотя кокьюхо можно назвать способом тренировки кокьюрёку, или силы дыхания, в действительности её очень трудно понять.

Это связано с тем, что саму концепцию «силы дыхания» тоже понять нелегко. Несмотря на то, что «силу дыхания» можно описать как силу, исходящую из живота, есть немного людей, которые могли бы, когда почувствуют её, сказать: «Вот оно, кокьюрёку!». Бóльшая часть из них скажет: «Может ли это быть похоже на то, что называется кокьюрёку?». Но в этом и суть айкидо: внутренний смысл элементов заложен глубоко и нелегко раскрывается. Нам приходится «грызть гранит» айкидо, чтобы двигаться дальше.

Но вот небольшой совет, который мы в айкидо слышим нечасто. В йошинкан айкидо, сидя в сейза, мы никогда не даем большим пальцам ступней заходить один на другой. Это потому, что в техниках, которые мы выполняем сидя, нам необходимо использовать оба больших пальца. Если один большой палец лежит на другом, то второй уже нельзя задействовать в выполнении техники.

В кокьюхо тренируется несколько вещей: подымание обеих рук на высоту лба, «срубание» уке, использование большого пальца ступни, использование бедер и центральной линии, умение передавать силу из нижней части тела в кисти рук и руки. «Срубание» в кокьюхо происходит так же, как контроль в никкадзё при выполнении на коленях. И также здесь у нас появляется неожиданная возможность потренировать то, как НЕ использовать физическую силу. Так что если вы можете сказать, что вам нравится выполнять техники кокьюхо в положении сидя, то это свидетельствует о том, что вы сделали еще один шаг на пути изучения айкидо!

24. Повторение и поиск нового.
Каждодневные тренировки в айкидо реально монотонны. Они заключаются в бесконечном повторении базовых передвижений и техник. Даже практикуя прикладные и продвинутые техники, вы всего лишь пересматриваете уже изученные вами техники. Однако, именно в этой самой монотонности и незамысловатости повторяемых техник и скрыт потенциал для развития. Именно на подобных тренировках вы совершенствуетесь. В этом суть монотонных тренировок!

Даже изучение самых простых техник кихон-доса влечет за собой новые открытия. Каждая тренировка привносит частичку себя в ваше самосовершенствование, и, значит, ни одна тренировка не проходит впустую. Такие вот частички, накладываясь одна на другую, создают большой вклад в совершенствование айкидо. Ваши текущие способности, ваши техники, все это создает непрерывную линию, которая пролегает из прошлого в будущее. Теперь нам нужно лишь осмотреться вокруг, чтобы увидеть подтверждение этому. Вот, например, всего одно поколение назад мы не могли и представить себе существование интернета! Когда вышла Windows 95, все считали ее чем-то поистине чудесным. Затем появились Windows 98, Windows ME и Windows Vista. Постепенное продвижение вперед позволило нам практически достичь границ технологического прогресса. Я, кстати, буду иногда использовать этот пример при объяснении техник своим ученикам: «Выполнение этой техники сейчас – это как будто Windows Vista. А раньше я выполнял ее как Windows ME. Тот способ, которым я выполнял ее раньше, не был неправильным, просто сейчас – это последняя версия. Так что, способ ее выполнения предлагаю вам выбрать самим».

Изменение – это естественный природный процесс. Это эволюция. Убедитесь, что вы не потратили впустую ни одну тренировку. Убедитесь, что развитие ваших техник идет по верному пути!

Список разделов

ПОИСК

НОВОСТИ

01.06.2017

Отчёт о ежегодном региональном семинаре в городе Мичуринск.С 13 по 14 мая 2017 года в городе Мичуринске состоялся VII учебно-аттестационный семинар по Ёсинкан...


31.05.2017

"Федерация Айкидо Ёсинкан России" (ФАЁР) приняла решение о выходе из группы "NPO Yoshinkan Aikido Ryu"Москва, 31.05.2017г. «Федерация Айкидо Ёсинкан России» приняла решение о выходе из структуры Ёсинкан...


25.05.2017

Отчет о прошедшем мастер классе для детей и плановой итоговой аттестации.В период с 24 по 25 мая 2017 года состоялся ежегодный учебно-тренировочный семинар по Ёсинкан Айкидо...


26.04.2017

Отчет о XXII семинаре Андо Цунео в г. МосквеВ период с 21 апреля по 24 апреля Федерация Айкидо Ёсинкан России организовала и провела...


06.04.2017

Новый кандидат на должность Учи-деси! 3 апреля 2017 прибыла воспитанница Луганского филиала "Межрегиональной Федерации Ёсинкан Айкидо Рю" Трунова Екатерина...


03.04.2017

Отчёт о III Ежегодном Всероссийском детско-юношеском турнире по Айкидо Ёсинкан! В этом году было подано свыше 280 заявок на участие в турнире детей возрастом...


28.03.2017

Отчёт о региональном семинаре в Великом Новгороде.С 25 по 26 марта 2017 года, в Великом Новгороде состоялся ежегодный учебно-аттестационный семинар по Ёсинкан...


20.03.2017

Сбор заявок на летний тренировочный лагерь в Крыму на берегу Черного моря.Приглашаем вас провести летний отдых с нами. Вас ждёт 9-ти дневная программа интенсивных...

Все новости
О ФЕДЕРАЦИИ  ОБ АЙКИДО  ОБУЧЕНИЕ  РАСПИСАНИЕ  НОВОСТИ  ГАЛЕРЕЯ  МАГАЗИН  ССЫЛКИ  КОНТАКТЫ 
КОНТАКТЫ: 115093, г. Москва ул. Павловская 27/29, ФАЁР
E-MAIL: yoshinkan@mail.ru  ICQ: ICQ status291225156  TEL.: (495) 211-3090,   664-2939